Использование материала статьи согласовано с автором. Блог Tharses Project - первоисточник.
1.Сеттинг "мира вечной войны"
"There is only war..." - гласит слоган вселенной. Во флафф-библии, кодексах и книгах мы видим сказания о великих битвах, о титанической борьбе фракций, которые никак не могут ужиться друг с другом из-за фундаментальных различий во взглядах на Вселенную или просто из-за за того что такова их воинственная природа, об интригах, заговорах, схватках богов, уничтожении целых планет и систем - и за всем этим ни слова о мирной жизни.
Однако в пылающей галактике не всегда идут кровопролитные битвы, наперекор второму названию Warhammer'а - "Мир Вечной Войны". Да, вселенная нарочито вычурна, мрачна и жестока по отношению к обитателям, здесь высокие технологии живут в симбозе с варварством и религиозным мракобесием, но за всем этим стоит вполне логичный, обоснованный бэкграунд, который развивается вот уже 27 лет.
Прежде чем начать игру на нашем форуме, учтите: в нашем Вархаммере есть мирная жизнь, есть отношения между полами и далеко не каждый гвардеец готов умереть за Императора, а культист - за Тёмных Богов. В мире Молота Войны есть место быту простых людей и разговорам за чашечкой рекапа, бартеру с орками, переговорам Инквизиции с хаоситским культом и союзу эльдар со своими тёмными собратьями. И это не будет противоречить бэку.
2. Император и Ересь Хоруса
Император - демиург Вселенной. Это, конечно, не значит что он сотворил космос, звёзды и планеты. Но его роль трудно переоценивать. По поводу скрытых мотивов Императора на просторах Интернета пылали сотни холиваров. Посему прежде чем судить о Нём и строить из себя дивнюка (мы повторим тысячи раз - дивнизм карается, хоть флуд на форуме и ролевой), поймите - вы слишком ничтожны чтоб судить о Боге-Императоре. Для начала следует хотя бы ознакомиться с циклом книг "Ересь Хоруса".
Еще до того как Император начал Великий Крестовый поход, уже существоваший тогда культ Механикум отправлял экспедиции Коллегиа Титаника, основывая по всей галактике миры-кузницы и заключая договора с рыцарскими мирами(мирами тех самых Имперских Рыцарей, благородных вольных механикумов). С началом ВКП Император заключил союз с Марсом и заручился поддержкой Адептус Механикус, вместе с тем получив многие миры. Таким образом делается вывод: попытки вновь объединить разрозненное человечество предпринимались ещё до появления на арене Императора. Что же до Ереси - то для разрешения вопросов, связанных с ней, лучше прочитать вышеупомянутый цикл. Возможно, для многих окажется сюрпризом тот факт, что Легионы делились не только на предателей и лоялистов. Как и всегда на войне, среди предателей также были своего рода предатели и лоялисты, а среди лоялистов - ещё более жуткие предатели, интриганы и радикалы.
Обязательно нужно знать: Император не переставал общаться со своими подданными после того как сел на Золотой Трон. "Auditorii Imperator" - титул людей, которые слышали Его слова. Император жив. Это факт, с которым придётся считаться игрокам.
3. Космос, варп, корабли
Галактика мира похожа на Млечный Путь и называется Млечный путь, однако люди, знающие астрономию, сразу заметят одно различие:
Да, согласно бэку это Млечный Путь. Но нужно понимать что действие происходит скорее в альтернативной вселенной.
Варп-путешествия, основной вид межзвездной транспортации в 40k, часто представляют как прямой аналог межзвездной транпортации из классического скайфая, такого как гипердрайв. Но варп путешествия весьма отличаются от него своей крайней медлительностью, опасностью.и непредсказуемостью. Многим не хватает и всей жизни, чтоб пересечь галактику поперек и каждый варп-прыжок - это странствие через царство демонов и риск своей душой и человечностью. Медлительность и опаcность варп-путешествий во много раз умножаются, когда корабль сходит с безопасных отмеченных маршрутов, или, что еще хуже, пытается прорваться через варп-шторм. Поэтому большинство обитателей вселенной живут в безвестности своего мира и поэтому многие системы и даже сектора временами оказываются в фактической изоляции. Именно эти особеннности во многом делают вселенную Warhammer 40000 столь циклопически громадным, темным и зловещим местом.
Не на всех космических скитальцах живут генокрады. Этот миф берет начало в настольной игре Space Hulk и ее адаптацих, таких как Death Angel, но в бэке все, конечно, куда сложней. Космические скитальцы часто бывают попросту необитаемы, иногда используются орками в качестве мобильных баз или служат пристанищем для разного рода людей, варп сущностей и разнообразных ксеносов, вплоть до Некронов. И лишь в некоторых случаях эти скопления звездных судов действительно оказываются населены генокрадами.
Ваха славится своими гигантскими кораблями и военные суда кресерсого класса и выше действительно могут достигать в длину десятков километров. Однако львиная доля судов во вселенной - внутрисистемные, а львиная доля межсистемных - торговые. В среднестатистической космической битвсе на каждый имперский крейсер приходится множество мелких мониторов сил обороны системы, поэтому подавляющая часть кораблей не так уж велики в размерах. Отличительной особенностью сеттинга скорее стоит назвать сложность устройства варп-двигателей и межсистемных перелетов, из-за которой практически отсутствуют межсистемные суда меньше полукилометра в длину, в отличие от, например, Звездных Войн, где гипердрайв ставят даже на истребители.
4. Техника
Дух машины - вариант искусственного интелекта/Дух машины не существует?
Концепцию духа машины чаще прочих понимают неверно и обьявляют либо классическим искусственным интеллектом в другой обертке, либо просто называют суевериями и придумками техножрецов. В бэке часты упоминания о нем как о некой душе машины, которая "страдает", когда она повреждена, "разгневана", когда ее используют без необходимых ритуалов и так далее. По факту бэк допускает два толкования этого явления.
Даже сейчас, в начале 21го века технология развита настолько, что большинство обывателей не понимают, как работает большинство машин. Современные компьютеры достаточно сложны и иногда они работают не совсем так, как ожидалось и зачастую эти мелкие баги не удается легко исправить или даже обьяснить. Теперь представьте, что может произойти в куда более сложных машинах, используемых в сорок первом тысячелетии. Мелкая ошибка в системе, делающая многокилометровый корабль чуть менее эффективным в бою никогда не будет найдена, но заметив странное поведение, люди, самый технически подкованный из которых не может до конца понять устройство систем корабля, просто скажут что корабль "трусливый". За тысячелетия Века Раздора, такие убеждения срастаются в традицию олицетворения машин, доминирующую в культе Механикус. Таково первое объяснение.
С другой стороны, известно что в варпе отражаются эмоции, и на всех предметах остаются своего рода психические отпечатки людей, в руках которых он побывал. На ноже, которым человек убил свою жену останется-отпечаток ужаса и жестокости, с которым он был связан. Этот эффект становится куда более значительным, когда речь заходит о более сложных системах. Например, если рабочие, собирающие танк на заводе из деталей, питают сильную ненависть к оркам и сопровождают каждый поворот отвертки молитвой, просящей Императора сокрушить нечистых ксеносов, у танка будет свое слабое психическое отражение. У него не будет своей воли, как у человека, но будут эмоции, будет ненависть к оркам. В результате танк будет более эффективным в бою против них. В этом смысле дух машины по сути есть полная противоположность искусственного интеллекта. Если ИИ - это интеллект без эмоций, то дух машины - это эмоции без интеллекта. Космический корабль в 40k не станет предпринимать маневров или открывать огонь сам по себе. Но из двух, казалось бы одинаковых, кораблей один может совершать чуть более-стабильные варп-прыжки в неизведанные системы, а системы наведения второго могут быть чуть более точными при стрельбе по эльдарским кораблям, потому что дух первого "любит" странствовать, а дух второго "ненавидит" Эльдар.
Вся имперская технология так или иначе базируется на СШК и уходит корнями в темную эру технологий?
Имперская техника крайне стандартизирована и часто производится по унифицированным шаблонам, обеспечивающим невероятный уровень совместимости, при котором многие приборы могут быть подключены с установкам, расположенными на другом конце галактики и при этом нормально работать. Этот принцип во многом вызван использованием Стандартных Шаблонных Конструкций, но было бы ошибкой полагать, что вся техника в Империуме основана на них. Куда большее количество технологий являеюся куда более поздними разработками. Из простейших примеров можно нахвать силовую броню Астартес и многие модели космических кораблей, не говоря уже о разнообразной технике, используемой самими Механикус - от таллаксов и роботов до Титанов и Ординатус. Сама идея СШК существует лишь для того чтобы обьяснить, почему по всей галактике используются похожие модели танков и оружия, a не для того чтоб заявить, что за десять тысяч лет человечество не придумало ничего нового.
Лазган - неэффективное оружие, неспособное наносить реальный урон?
Лазган - вполне эффективное ручное индивидуальное оружие, сравнимое по боевым параметрам с персональным огнестрельным оружием 21го века, но превосходящее его в надежности, возможности работы в более широком диапазоне условий, отсутствию отдачи, доступности боеприпасов и легкости использования. По параметрам лазганы вполне сходны с оружием из классической фантастики, например бластерами из тех же Звездных Войн. Его частая малоэффективность свидетельствует скорее о том, насколько мощное бывает остальное вооружение во мраке далекого будущего и о том, насколько стойкие твари там попадаются.
Болтер - безгильзовое оружие?
Болтер - гильзовое оружие, использующее гильзу для изначального разгона болта, после чего он продолжает движение уже на реактивной тяге. Болтер был безгильзовым лишь в первых редакциях. Эту деталь давно поменяли, но заблуждение все еще встречается.
5.Расы
Недолюди - это либо огрины, либо ратлинги
Администратум выделяет огромное число недолюдей, разделяемых на различные классы и подклассы, основными из которых являются огрины, ратлинги, скваты, зверолюди, троты, фелиниды, неандоры, и прочие. О большинстве из них довольно мало каноничной информации, но по бэку они есть.
Скватов вырезали из бэка
Скватов убрали из списка основных фракций 40k и практически устранили все упоминания о них, однако они все же встречаются даже в современных источниках, таких как книга правил 6-й редакции. Впрочем, это вообще частный случай распространенной ошибки, когда все области бэка, о которых перестали упоминать, без причины считают вырезанными. Нужно понимать, что "убрали из кодекса" - не значит "убрали из бэка".
Мутант - значит хаосит
Мутанты в том или ином виде встречаются на многих имперских мирах. Причины мутаций весьма разнообразны и далеко не всегда они связаны с Хаосом. Статус мутантов также разнится от планеты к планете. Их почти всегда считают людьми второго сорта, содержат в резервациях, используют для грязной работы и лишь изредка просто уничтожают.
Человечество строго поделено на хаоситов и имперцев
В галактике существует огромное число независимых человеческих миров и даже империй. Часть из них не были найдены во время Великого Крестового Похода, часть - откололась от Империума уже после, а то и попросту была забыта им. Обитатели некоторых из них поклоняются Хаосу или заключают сделки с ксенорасами, но большинство миров вполне независимы. В качестве примера можно привести Доминант Северана, участвующий в событиях нашего ФРПГ.